Сегодня программа модернизации отечественного образования настойчиво рекомендует школам, не «давать» знания, умения, навыки, достигаемые через заучивание материала по учебнику, через множество тренировочных заданий, а формировать у учащихся способность самостоятельно учиться. Именно такую цель ставили разработчики системы развивающего обучения Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов. Ближайшее будущее требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, возможности разбираться в ситуации и находить решение.
Из истории.
В 1996 году по решению Министерства образования в ряде Российских школ была внедрена система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова одна из не многих систем обучения, которая пытается решить современные задачи, поставленные перед российским образованием. В 1998 году за создание этой системы большой группе ученых была присуждена Премия Президента РФ. В 1999 году Премией Правительства РФ были удостоены ученые Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская (за создание, с 1 по 11 классы, курса "Литература как предмет эстетического цикла").
В чём основные особенности развивающего обучения?
Основой развития школьников в развивающем обучении рассматривается их учебная деятельность. Если мы наблюдаем в школе усвоение ребенком знаний, которые заранее четко сформулированы и даются ему учителем в «готовом» виде, то можно твердо сказать, что в данном случае ребенок деятельностью не занимается. Знания ребенку должны даваться не в готовом виде, а выводиться, открываться должны под руководством учителя, который для этого организует в классе поисково-исследовательскую деятельность. Она формируется у некоторой части детей в течение нескольких лет школьной жизни, особенно интенсивно — в начальных классах. Чтобы у младших школьников (а затем и у школьников более старших классов) формировалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи. В свою очередь учебная задача решается посредством системы учебных действий: преобразование проблемной ситуации, поиск, моделирование, контроль, оценка. Деятельность учеников в данном случае воспроизводит основные элементы научной дискуссии, то есть того, как ученые излагают и обсуждают результаты своих исследований.
Чем отличаются наши выпускники начального звена от ребят, обучающихся по стандартным методикам?
На уроках мы учим детей спорить, отстаивать свою точку зрения, анализировать различные явления. Детская любознательность, не знающая границ в этом возрасте, только помогает учителю. Ребенок чувствует себя самостоятельной личностью, чье мнение уважают взрослые и сверстники. Конечно, это во многом игра, но в этой игре школьник учится уверенно держаться на публике, находить выходы из нестандартных ситуаций, созданных учителем или одноклассниками.